Версия для слабовидящих

С днем рождения, "Крузенштерн"!

17 ноября 2016 года в городе Светлогорске отметил свой 90-й день рождения один из самых знаменитых парусных судов мира – барк «Крузенштерн». Спущенный на воду в 1926 году, многие годы «Крузенштерн» верой и правдой служит школой под парусами для будущих моряков. За эти годы практику на нём прошли более 15 тысяч курсантов.

С днем рождения, "Крузенштерн"!
Без сомнений, винджаммер (от английского "to jam the wind", что можно перевести как "выжиматель" или "пожиратель ветра") является памятником истории кораблестроения двадцатого столетия и гордостью российского парусного флота. Жизнь легендарного судна, начавшаяся в далеком 1926 году на верфях города Геестемюнде (ныне Бремерхафена), наполнена как обыденными морскими трудовыми буднями, так и грандиозными историческими событиями, непосредственным свидетелем и участником которых оно было. «Крузенштерн» – постоянный участник регат больших парусников. Самыми яркими страницами биографии барка стали два кругосветных плавания, которые «Крузенштерн» совершил в 1995-1996 и 2005–2006 годах.

Почти вековая история этого элегантного парусника содержит в себе немало сюжетных поворотов. Барк принадлежит к знаменитой серии парусных судов, которые имели общее название «Летучий П-Лайнер» (Flying-P-Liner). По традиции судно называли женщины из семьи судовладельца. В 1926 году выбор пал на Кристину Лайеш (ей тогда было 11 лет). Девочке приглянулось имя "Падуя". И только лишь в феврале 1946 года судно получило привычное название «Крузенштерн» — в честь русского адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, ученого-гидрографа и воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей.

В этом же году «Падуя» и два других немецких парусника «Коммодор Йонсен» и «Горх Фок» по репарации после Второй Мировой войны перешли к Советскому Союзу. «Коммодор Йонсен» и «Горх Фок» ныне носят имена «Седов» и «Товарищ». После передачи СССР у «Крузенштерна» началась новая жизнь. Установили двигатели и дизель-генераторы, удлинили среднюю часть судна. Если при немцах его каюты вмещали 75 человек, то сегодня 225, включая 120 курсантов.

В июне 1967 года учебный парусник «Крузенштерн» вышел из порта Рига в свой первый рейс под вымпелом флота рыбной промышленности СССР, а в 1983 году судно было передано производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в Таллине.

Поменять порт приписки на Калининград «Крузенштерну» удалось лишь в 1991 году, когда согласно приказу Министерства рыбного хозяйства СССР № 113 от 25 марта 1991 года четырёхмачтовое учебное парусное судно «Крузенштерн» было передано Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ).

Сегодня барк "Крузенштерн" – это неотъемлемый символ БГАРФ, Калининграда и России. Во время рейсов барк не только обеспечивает практическую подготовку курсантского состава, но и принимает активное участие в международных парусных регатах, совершает экспедиции, посвященные знаменательным датам в жизни страны, отрасли. Возможность пройти учебную практику на барке – и по сей день большая честь для будущего моряка. Для курсантов рейс – это проверка на прочность.

За девяностолетнюю историю барк прошел 1,2 миллиона миль, совершив две кругосветки. Наибольшего успеха в регатах добился в 1992 году: победил в гонке от Бостона до Ливерпуля, развив скорость 17,4 узла (32,4 км в час).

В день рождения «Крузенштерна» в Янтарь-холле собрались члены экипажа разных лет и друзья парусника – люди, которые в разные годы принимали участие в жизни барка и его судьбе. Как и положено на дне рождения, паруснику дарили подарки и желали новых интересных плаваний. Калининградский морской рыбопромышленный колледж присоединяется к поздравлениям. Желаем "Крузенштерну" семь футов под килем, новых интересных рейсов и морской удачи. Пусть паруса будут всегда наполнены попутным ветром!

Фото: официальный сайт «Крузенштерна»