Версия для слабовидящих

Сегодня 216 лет первой русской кругосветной экспедиции

7 августа 1803 года из Кронштадтской гавани вышли шлюпы «Надежда» и «Нева», которыми командовали И. Крузенштерн и Ю. Лисянский.

Сегодня 216 лет первой русской кругосветной экспедиции
О чем мы вспоминаем в первую очередь, когда говорим о первой кругосветке России? Слава русского флота, пролив Крузенштерна, остров Лисянского, всемирно любимый барк «Крузенштерн». В 2008 году компания «Аэрофлот» назвала один из своих самолетов в честь Юрия Лисянского и еще один в честь Ивана Крузенштерна. В преддверии очередной кругосветки парусников Росрыболовства восстановим основные вехи событий двухвековой давности.

Трехмачтовые шлюпы «Надежда» и «Нева» были приобретены в Англии и назывались «Леандр» и «Темза». Новые имена судам дал Александр I, выбрав их из представленного списка. «Невой» командовал капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский, «Надеждой» - его однокашник по Морскому корпусу капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн. Он и был назначен начальником экспедиции.

Материальное обеспечение плавания взяла на себя Российско-американская компания. Один из ее учредителей, граф Николай Резанов, отправился к берегам Русской Америки и в Японию на переговоры на борту «Надежды». Экспедицию поддержало российское правительство и лично государь-император. Перед отплытием он осмотрел шлюпы и разрешил поднять на обоих военные флаги. Александр I также принял на свой счет расходы на содержание одного судна. Другое, вместе с Российско-американской компанией, финансировал граф Николай Петрович Румянцев, русский меценат, основатель Румянцевского музея и один из главных вдохновителей и покровителей первой русской кругосветки.

Маршрут экспедиции был достаточно сложен. Из Кронштадта - в датскую столицу Копенгаген, затем - английский Фалмут и Канары. Через Атлантику – до Флорианополиса в Бразилии. Отсюда в обход мыса Горн до острова Пасхи в Тихом океане и Маркизских островов. Следующие точки: Гонолулу на Гавайях, Петропавловск-Камчатский, Япония, Сахалин. Зашли на острова Ситка и Кадьяк у побережья Аляски, в китайский Гуанчжоу, на Макао, остров Святой Елены. Обогнув мыс Доброй надежды по направлению к Азорским португальским островам, через английский Портсмут вернулись домой. Туда же, где 3 года назад стартовали, на Кронштадтский рейд.

14 ноября, на 24° 20' западной долготы, экспедиция пересекла экватор. Русский флаг впервые развевался в южном полушарии. По этому поводу провели праздник пересечения экватора. Так возникла знаменитая ныне традиция праздников Нептуна.

На маршруте суда многое сделали впервые. 142 дня плавания «Невы» без захода в порты – рекорд того времени. Во время всего плавания на корабле «Надежда» больных было немного, и не было ни одного случая смерти. Трехгодичное кругосветное плавание вполне соотносилось с темпами тех лет. На путешествия в Японию и Америку через Сибирь, к примеру, уходило несколько лет и требовалось около 4 000 лошадей.

Первая русская кругосветная экспедиция внесла огромный вклад в географическую науку. Она стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты островов настоящих. Иван Федорович Крузенштерн описал часть Курильских островов, островов Японии и побережья Сахалина, положил начало систематическим глубоководным исследованиям океана. Ученые измеряли температуру воды на глубинах до 400 метров, определяли ее прозрачность и удельный вес, собрали данные о приливах и отливах во многих районах мирового океана, выяснили причину свечения моря. А еще собрали ценные ботанические, зоологические, этнографические коллекции. Вклад первой русской кругосветки в науку невозможно переоценить.

По распоряжению царя для всех участников первой русской кругосветки выбили особую медаль. Офицеры были произведены в следующий чин, командиры награждены орденами Святого Владимира 3-й степени. Командиры кораблей получили по 3000 рублей пожизненного пенсиона, лейтенанты – по 1000, мичманы – по 800. Нижние чины, по их желанию, были уволены в отставку, им назначили пенсион 50-75 рублей.

В 1809 году материалы экспедиции опубликовали. Сочинение в трех томах с атласом из 104 карт и гравированных картин называется «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна». Со временем труд перевели на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки. В 2007 году отчет переиздали.

Из офицеров, совершивших кругосветное плавание, многие с честью служили в русском флоте. Кадет Отто Коцебу стал командиром корабля и сам позже совершил в этом качестве кругосветное путешествие. Фаддей Беллинсгаузен позднее возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный» и открыл Антарктиду.

Предстоящий проект трех парусников Росрыболовства не содержит задачи открыть новые земли и страны – на планете их попросту не осталось. Но каждый из тех, кто побывает на борту «Крузенштерна», «Седова» и «Паллады» сможет открыть, в первую очередь, себя, свой потенциал. А во-вторую, поддержать и пронести по миру идею мира, дружбы и любви к своей стране и людям всех стран.


Использована картинка из сети Интернет