История
История КМРК
Послевоенные годы

1945 год - треть земель Восточной Пруссии с незамерзающими портами Кенигсберг и Пиллау по итогам Второй мировой войны отошла Советскому Союзу. Выгодное геополитическое положение этих гаваней предопределило вектор развития края - Правительство СССР решило развивать здесь рыбную и перерабатывающую промышленность для обеспечения населения страны морепродуктами.

Развитие рыбной промышленности Калининградской области началось с освоения внутренних водоёмов и Балтийского моря. Для развертывания масштабного производства необходимо было иметь флот и кадры промысловиков. Вначале использовали трофейный малогабаритный флот, на его базе создавали рыболовецкие артели.

В 1947 год Балтийский государственный рыбопромышленный трест организовал первое учебное заведение, готовившее матросов и мотористов.

Летом 1948 года была организована 1-я сельдяная экспедиция в Северную Атлантику к берегам Исландии, положившая начало освоению новых районов промысла калининградскими рыбаками и доказавшая, что промысел в этих широтах океана может быть успешным, нужны лишь грамотные специалисты и хорошо оснащенные суда.

Становление рыбопромышленной отрасти края

1950 год – учебное заведение Балтрыбтреста Приказом Министра рыбной промышленности было реорганизовано в мореходную рыбопромысловую школу. Но подготовка в ней не давала необходимого уровня знаний, требовавшегося временем.

«
Рыбопромысловую мореходную школу с 1 февраля 1952 года преобразовать в Калининградское среднее мореходное училище. При переходе на штаты училища сформировать два отделения – судовождения и судовых силовых установок.
Из распоряжения Совета Министров СССР № 17172 от 15.09.1951 года.

Первыми за парты уже среднего мореходного училища осенью 1952 года сели 60 будущих судоводителей и 60 судомехаников. Это были юноши не старше 15 лет, дети рабочих и крестьян, русские, белорусы, украинцы и представители других национальностей. В первый год набора конкурс составил 14-15 человек на место. Первыми начальниками судоводительского отделения стал А.Д. Тиняков, судомеханического – А.В. Доронин.

На момент реформирования временно исполняющим обязанности начальника училища стал В.В. Соколов, бывший руководитель рыбопромысловой школы. В марте 1952 года начальником мореходки был утвержден В.П. Гусев.

Первым руководителям пришлось решать трудные задачи - подбор педагогического персонала по спецдисциплинам (город не располагал квалифицированными кадрами), оснащение учебного процесса (не хватало учебников, наглядных пособий, приборов, библиотека находилась в помещении всего 16 кв. метров). Причем темпы подготовки специалистов требовалось наращивать в ускоренные сроки - все в большем количестве поступали заявки на штурманов и механиков, ведь уже с 1953 года калининградские суда перешли на круглогодичный лов. Был заменен и флот, с 1951 по 1955 годы государство ввело в строй 135 средних рыболовных траулеров и пять плавбаз. 1956 год ознаменовался тем, что было создано Управление «Запрыбхолодфлот».

В то время в Балтийском море сохранялись затопленные мины и торпеды. И в училище был создан цикл военно-морской подготовки. Курсантов учили работать на кораблях-тральщиках, чтобы обеспечить безопасность местного судоходства и промысла. По окончании обучения выпускникам присваивались звания офицеров.

1958 год – зеленоградская радиошкола была преобразована в радиотехническое отделение калининградской мореходки (позже в 1964 году подразделение из курортного города перенесли в областную столицу) для подготовки специалистов, обеспечивающих оперативно-диспетчерскую радиосвязь, безопасность мореплавания, охрану здоровья и жизни моряков во время плавательного рейса. Первым начальником РТО стал В.И. Беляев.

В 1959 году в училище был создан ускоренный курс заочной подготовки по специальностям: морское судовождение, судовые силовые установки, судовая радиосвязь и электрооборудование судов. Моряки флота давно добивались такого решения. Многие из них имели большой опыт работы на судах, практические навыки, но семейное положение и возраст не позволяли учиться на очном отделении. Среди первых курсантов-заочников оказались многие прославленные производственники рыбного флота.

К концу 50-х годов рыбодобывающая отрасль стала наиболее крупной в экономике Калининградской области. На её долю приходилось 11% общесоюзной добычи рыбы и морепродуктов, 15% - пищевой рыбной продукции.

Кузница кадров

В 60-х Калининградский морской рыбный порт по грузообороту занимал одно из ведущих мест в Советском Союзе. Его холодильники круглосуточно принимали доставленную с промысла мороженую рыбу. На рыбоконсервных комбинатах нашей области изготавливалось более 70 видов консервов и другой продукции.

Край бил рекорды и по количеству подготовленных специалистов для рыбопромышленной отрасли. Так, в 1968 году по числу учащихся в учебных заведениях Западного бассейна, куда входили мореходные училища Лиепая, Клайпеда, Таллина и Ленинграда, калининградская мореходка была на первом месте. В ее стенах основы морского дела изучали 2399 курсантов, в то время как в учебном заведении – Лиепайском мореходном училище, что было на втором месте, тогда училось на 670 студентов меньше.

1965 год – открытие новой специальности «Эксплуатация судового электрооборудования». Начальником электромеханического отделения стал Р.П. Разумов.

Педагогические работники в те годы внесли огромный вклад в развитие учебно-материальной базы отделений, разработку учебной литературы - создавались методические пособия и учебники, по которым занимались многие мореходные учебные заведения страны.

«
Возможно, мурманчане еще раз побьют нас, но именно у них мы научимся побеждать.
А.И. Ловчиков, начальник училища в 1974-1995 гг.
Учимся побеждать

Так прокомментировал присуждение победы Мурманскому училищу по итогам соцсоревнований среди мореходных учебных заведений в 1975 году А.И. Ловчиков, возглавлявший калининградскую мореходку с 1974 по 1995 годы.

И в 1976 году Калининградское мореходное училище по итогам учебы заняло 1 место среди образовательных учреждений Министерства рыбной промышленности. С этого же года мореходка становится постоянным участником ВДНХ СССР – тренажеры и модели, созданные курсантами, неоднократно удостаивались медалей высшей пробы.

70-е годы были расцветом рыболовного флота Балтии, наш город становился за счет выпускников мореходного училища, ведь как известно один рыбак в рейсе дает работу пятерым на берегу. К концу десятилетия Калининградская база тралового флота составляла свыше 130 судов, численность плавсостава – более 10 тыс. специалистов.

С 1974 года курсанты калининградской мореходки стали проходить плавательную практику на паруснике «Крузенштерн» (активная ссылка для перехода), входившем тогда в Балтийский отряд учебных судов (г.Рига). Сегодня УПС «Крузенштерн», как и УПС «Седов» закреплены за Балтийской государственной академией рыбопромыслового флота, в составе которой КМРК реализует программы среднего профессионального образования.

Право, как тогда, так и сейчас испытать себя на прочность и выдержку, проверить моральную и физическую подготовку на исторических учебно-парусных судках получают лучшие!

«
Кто не плавал под парусами, то не моряк.
С.О. Макаров, русский военно-морской деятель, вице-адмирал. А.И. Ловчиков, начальник училища в 1974-1995 гг.
В ногу со временем

Открытие новых специальностей в учебном заведении было продиктовано запросами времени. В 1979 году началась подготовка техников-технологов для работы на судах флота и береговых предприятиях рыбной промышленности по специальности «Технология рыбных продуктов». 1987 году появилась специальность «Монтаж, техническое обслуживание оборудование рыбоперерабатывающих предприятий». С 1995 года на технологическом отделении открылась специальность «Технология продуктов общественного питания». Сегодня знания в этих областях студенты получают на Механико-технологическом отделении.

В 90-ые годы перед руководством рыбацкого края задача сохранить траловый флот, а перед начальством уже тогда Калининградского морского колледжа (новое название учебное заведение получило в 1991 году) развиваться в условиях рыночных отношений.

Дать новое рождение учебному заведению предстояло В.А. Волкогону, который стал начальником колледжа в 1995 году. Тогда при радиотехническом отделении начали подготовку будущих экономистов и бухгалтеров, в 1996 году – специалистов по ремонту и эксплуатации ЭВМ. С 1997 года на судомеханическом отделении стали обучать будущих автомехаников, с 1998 года - рефмехаников. А позже появились самостоятельные структурные подразделения: в 2009 году автомеханическое отделение, в 2016 – отделение холодильной техники.

С 2012 года в колледже обучают специалистов для логистической деятельности.

«
Год от года колледж менялся, осваивал новые ступени своего развития, росло количество отделений, укреплялся его преподавательский состав. За прошедшее время мореходка стала многопрофильным учебным заведением с развитой учебной базой, оснащенной современной техникой.
В.А. Волкогон, начальник Калининградского морского рыбопромышленного колледжа с 1995-2008 годы, ректор ФГБОУ ВО «КГТУ».

Преобразования в колледже продолжились. С 2011 года колледж является структурным подразделением Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, которая с 1 января 2013 года вошла в состав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калининградский государственный технический университет» - сегодня это ведущий из пяти вузов образовательного комплекса Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство).

Объединение учебных заведений КМРК, БГАРФ, КГТУ разных уровней подготовки специалистов позволило организовать ступенчатость образовательного процесса, оптимизировать затраты на обучение. Появилась возможность более рационально использовать учебно-лабораторную базу учебных заведений, проводить ее модернизацию и пополнение.

Впереди у Калининградского морского рыбопромышленного колледжа реализация многих планов и решение непростых задач, будут сделаны новые шаги в истории развития учебного заведения.

Подробнее об истории создания, людях, внесших большой вклад в становление учебного заведения, сыгравшего важную роль в развитии рыбопромысловой отрасли в Калининградской области, можно узнать в Историко-культурном центре морского образования