Кружковая работа по изучению английского языка
Кружковая работа по изучению английского языка как форма и средство создания языковой среды и выражения творческой мысли курсантов и преподавателей.
03.04.2024 / Колледж
В современном мире не обойтись без знания английского языка. А члены экипажей морских судов должны знать английский язык в обязательном порядке.

Перед преподавателями колледжа стоит непростая задача: сформировать из курсанта специалиста, востребованного на международном рынке труда, работающего в разно языковой среде, где языком всеобщего общения является английский язык. Тем более, что с 1973 года Комитет по безопасности на море постановил, что там, где возникают языковые затруднения в общении, для навигационных целей должен применяться общий для всех язык и что этот язык должен быть английским.  Поэтому для эффективной работы на любой морской должности наш выпускник должен иметь не только базовые знания английского языка, но также знания специализированной лексики и терминов, которые употребляются на борту судна каждый день. Без знания этого языка невозможно устроиться в рейс на иностранное судно. А если и получится как-то устроиться, то без практических навыков использования английского языка такая работа не продолжится долго, ведь, что на палубе, что в столовой, что на берегу общаться придется на английском, так как огромный процент в мировом судоходстве составляют смешанные экипажи.

Количество часов, отведенных на аудиторные занятия по изучению английского языка в КМРК, является достаточным для того, чтобы получить глубокие и специализированные знания и умения.  Для более глубокого изучения языка проводится кружковая работа, которая является продолжением учебной деятельности, преследует цель повышения интереса к изучению английского языка, углублению и совершенствованию знаний и практических умений по специальности, полученных на уроках. Добровольный характер кружковой деятельности, интерес и желание обучающихся узнать что-то новое, научиться чему-то новому, имея перед собой определенные цели, делает работу в кружках более эффективной. Обучающиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы.

В колледже в 2023-2024 учебном году функционируют 3 кружка по Английскому языку:

Першина Елена Вячеславовна, ведет кружок «Любители английского языка» в котором задействованы курсанты, обучающиеся по специальности «Судовождение» и «Промышленное рыболовство». Программа кружка содержит богатый учебно-познавательный материал с изучением специальной морской терминологии, устройство судна, разнообразного морского животного мира, знакомит с правилами оформления судовых документов и все это только на английском языке. Курсанты вместе с педагогом посещают мастерские, музей колледжа, Музей мирового океана и музейные судна: СРТ-129, «Витязь» – где проверяют свои знания профессиональной терминологии, а также позволяет обучающимся понять осознанность выбранной специальности.

Разработанная педагогом программа кружка является предметно ориентированной. Число проведенных занятий превышает число запланированных занятий, что позволяет обучающимся развивать и совершенствовать свои коммуникативные навыки в профессии.
Бертова Наталья Андреевна ведет кружок «Удивительный английский» -на котором рассматриваются темы, связаны с рабочими ситуациями в море по специальности: например, постановку на якорь, якорные команды, швартовку, команды на швартовку, палубные работы, инструменты и др. На каждом занятии рассматриваются типы судов, термины устройства судна, распределение обязанностей между членами экипажа, а также вопросы безопасности. Обговариваются различные ситуации: «Человек за бортом», «Тушение пожара на борту» и т.п.

На свои занятия Наталья Андреевна приглашает своих выпускников КМРК, которые делятся с курсантами   своим опытом и очередной раз подтверждают важность знания для судоводителя английского языка, так как на нем они общаются с проходящими рядом судами, береговыми станциями и членами экипажа. Выпускники рассказывают, что на всех судах навигационное оборудование мостика эксплуатируется на английском языке, так же большинство карт мира читаются на английском языке и знание английского языка позволяют успешно и без трудностей сдать тесты, которые предлагают крюинговые компании, пройти устное интервью и заключить контракт на высокооплачиваемую работу на иностранном судне, не испытывать трудности в деловой переписке, читать контракты и понимать каждое слово.

На экономическом отделении Лузан Любовь Николаевна ведет кружок «Интер-Инглиш».
Цель кружковой работы: развитие языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, коммуникативной компетенции обучающихся. Актуальность программы кружка заключается в том, что на занятиях кружка студенты совершенствуют свои знания, умения и навыки убеждаются в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводят свое свободное время. Кружок готовит их к участию в мероприятиях на изучаемом языке, способствует развитию обучающихся, их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Тематика рабочей программы кружка дополняет и углубляет материалы урока, способствует их более прочному усвоению, предусматривает связь с жизнью студентов и стимулирует их потребность в общении.

Программа кружка включает в себя пять направлений работы:

Культуроведение – углубление знаний об англоговорящих станах и культуре изучаемого языка.
Грамматика - работа со студентами над грамматическими правилами.
Говорение – развитие коммуникативных навыков и умений общаться
Письмо – развитие навыков письменной речи.
Аудирование – развитие навыка восприятия иноязычной информации на слух.
Любовь Николаевна, активно применяет игровые методы: объединяет студентов в небольшие группы, по 3–4 человека, и дает им одно общее задание. При этом оговаривается роль каждого студента группы в выполнении этого задания. Технология обучения в сотрудничестве дает возможность дифференцировать задания по уровням сложности. В этой ситуации каждый студент, с одной стороны, отвечает за результат своей работы, с другой же стороны, он также несет ответственность за результат работы всей группы.

Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что организация  кружковой работы по изучению английского языка является эффективной формой и социально-значимой средой общения для всех участников этой работы. Поэтому кружковые занятия  успешно решают образовательные задачи и открывают широкие возможности раскрытия личности, вместе с развитием определенной культуры общения, умением приходить на помощь друг другу и работать на достижение общей цели, при котором происходит обучение в игровой форме, сотрудничестве, в малых группах, с использованием современных методов и гуманистических идей.