«Невозможно создавать искусство, не зная базы!»
Художественный руководитель КМРК Марина Сергеевна Кудинова о программе эстетического и патриотического воспитания и развития курсантов и студентов колледжа и появлении лекций в ее рамках на YouTube.
01.02.2021 / Колледж
Идея программы эстетического и патриотического развития курсантов и студентов Калининградского морского рыбопромышленного колледжа родилась в 2012 году. Изначально она создавалась для курсантов и студентов, которые занимались в кружках художественной самодеятельности колледжа. «Поскольку многие из этих ребят не оканчивали музыкальные школы, не знали ни нотной грамоты, ни базовых музыкальных понятий, нужно было это исправлять, — рассказывает художественный руководитель КМРК Марина Сергеевна Кудинова. — Мне хотелось, чтобы все, кто пришел заниматься в клуб, не просто бездумно пели и танцевали, а ориентировались в музыкальном пространстве, знали элементарные понятия по теории музыки, названия музыкальных инструментов, стили в которых они поют и танцуют, просто были грамотными…невозможно создавать искусство, не зная базы!».

Что представляла собой программа?

В программу входили лекции, на которых мы рассказывали какие-то теоретические основы. Естественно, все лекции были наполнены музыкальными примерами — вокальными или хореографическими. Причем играли на музыкальных инструментах и танцевали сами ребята — участники художественной самодеятельности, те, кто умел это делать. Поэтому, мы называли их «лекции-концерты». Такие встречи имели огромный успех, ребятам было интересно, они с удовольствием посещали их, поэтому нам пришла идея расширить целевую аудиторию и проводить лекции не только для творческого коллектива колледжа, но также привлекать ребят, которые проживают в общежитии.

Помимо лекций-концертов, в программу входили просмотры документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, а также различных художественных фильмов. Два раза в месяц курсанты и студенты посещали Калининградский музыкальный театр и Калининградский областной драматический театр.

Программа была рассчитана на весь учебный год — с сентября по май.


Как эстетическое воспитание связано с патриотическим?

Изначально лекции были чисто эстетического содержания: мы изучали музыкальные инструменты, составы оркестров, стили музыки, виды, стили и направления танцев. А потом пошли дальше и стали изучать историю музыки, в которой огромное место занимает наша русская музыка, наше наследие. Прошлись по истории русской музыки от восточнославянских племен, до этапа формирования русской классической музыкальной школы, и далее – узнали о «могучей кучке», замечательных русских композиторах советского периода и о композиторах современности. Мы прониклись ей, полюбили эту «нашу» музыку, научились ее слушать, понимать и ей гордиться. Не это ли патриотическое воспитание?

Так же, говоря о «патриотической» части воспитательного процесса, который входил в Программу, следует отметить, что мы не ограничились только музыкальными лекциями-концертами. Мы приглашали на наши встречи ветеранов Великой отечественной войны, которые беседовали с ребятами, рассказывали о войне, отвечали на вопросы. Мы тесно сотрудничали с Балтийским Советом ветеранов войны и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Московского района города Калининграда. Совместно с организацией мы проводили встречи учащихся с участниками ВОВ, тружениками тыла, жителями блокадного Ленинграда, участниками становления Калининградской области, ветеранами рыбопромыслового флота. Мы приглашали ветеранов на наши концерты. И это всегда было тепло и душевно.

В рецензии к Программе председатель Балтийского совета ветеранов войны и труда Дмитрий Иванович Щербаков тогда написал: «Программа работает!».

В 2012-2013 годах совместно с этой организацией мы провели встречи, посвященные «Дню защитника Отечества», «Дню Победы», «Дню курсанта», «Атаке века», во встрече «Мосты памяти, диною в жизнь», приняли участие в акции «Поезд памяти».

Также, подготавливаясь к концертам, мы просматривали множество фильмов, посвященных войне, чтобы «настроиться», прочувствовать и понять героев и выложить свои осмысленные чувства в песнях и пластике.



Вы выдвигали свою программу на премию мэра города и она победила. Расскажите, как это было?

В 2013 году Программа эстетического и патриотического развития и воспитания курсантов и студентов колледжа принимала участие в серьезном конкурсе Главы городского округа «Город Калининград» «Патриот Земли Российской» имени Великого князя Александра Невского за достижения в области патриотического воспитания.

Конкурс проходит ежегодно с 2008 года. В нем принимают участие отдельные авторы и авторские коллективы реализованного проекта, получившие признание общественности, по шести номинациям: «литературное творчество», «музыкальное творчество», «педагогика», «журналистика», «изобразительное искусство» и «сохранение исторической памяти».

В 2013 году наша Программа была удостоена поощрительной премии, и это было очень почетно.

Почему программа была прервана и почему вы возрождаете ее сейчас?

В 2013 году я ушла в декретный отпуск — это единственная причина, по которой программа была прервана.

Сейчас в условиях пандемии, когда у нас нет возможности встречаться с ребятами и работа в кружках художественной самодеятельности приостановлена на неопределенная время, программа стала настоящей палочкой-выручалочкой. Потому что интерес к творчеству у ребят не остыл, и, чтобы мы могли с пользой пережить этот период, мы решили продолжить. Изначально информация публиковалась для ребят в группе VK «Клуб КМРК». Но эта закрытая группа и просматривать ее могут только участники художественной самодеятельности колледжа. Поэтому в голову пришла идея записывать лекции и выкладывать их на своем канале в YouTube. Мы создали такой канал и теперь наши творческие лекции могут просматривать все желающие: самообразовываться, вдохновляться и проводить время с пользой.