Первое, что летит в топку
Речь идет о технических коллекциях, которые, утверждают Сергей Хорин и Павел Белорецкий, собрать сложнее, чем прижизненные издания Пушкина.
09.01.2025 / Колледж
В Историко-культурном центре морского образования КМРК новая выставка. На этот раз – уникальное собрание технической литературы и инструментов для счета и черчения.

Экспонаты долгое время собирали Сергей Георгиевич Хорин и Павел Валерьевич Белорецкий. С. Хорин – инженер-механик-деталист, в свое время преподавал курсантам БГА. П. Белорецкий – специалист по экспозиционно-выставочной деятельности, ныне работает в Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Репина.

Начало коллекции положили научные труды и техническая литература, которой Сергей Георгиевич пользовался при подготовке лекций. Постепенно увеличивалось количество изданий, а также росла их библиографическая ценность. К примеру, четыре книги в трех частях Юлиуса Вейсбаха по механике выловить на книжных сайтах коллекционеров, говорят, практически невозможно.

Выдающийся ученый собрал сведения о всех современных инженерных технологиях своего времени. Это была середина 19-го века. И, несомненно, книгами пользовался В.Л. Кирпичёв, российский учёный-механик, профессор, основатель двух технических вузов.

«В историческом смысле дисциплина «Детали машин» достаточно молодая, ей около 150 лет. – Рассказал куратор выставки П. Белорецкий. – Пытливые умы задаются вопросом «А что было до этого?» Ответ будет таким: это направление вышло из общей механики. И его отцом-основателем является российский ученый Виктор Львович Кирпичёв, который в 1881 году написал первый научный курс «Детали машин» В этом году исполняется 180 лет со дня его рождения. Надеемся, выставка вызовет интерес к истории инженерного дела в России в целом и к личности ученого в частности».

Гости передали в Центр около 70 экземпляров книг, и они составляют треть всего собрания. Кроме технических раритетов, посетители увидят арифмометры и готовальню начала 20-го века. Ее отличает интересный дизайн. Кстати, вручную и примерно такими же инструментами были сделаны чертежи, которые демонстрируются в авторских изданиях. Кроме исторических ценностей авторы выставки сохранили конспекты и чертежи курсантов БГАРФ. И, собственно, есть вопрос: а оформляют ли сейчас подобным образом работы и лекции студенты и курсанты нашего колледжа?

«Обучающиеся колледжа обратят внимание на преемственность в проектировании и конструировании машин и механизмов. – уверен Сергей Георгиевич Хорин.- Многое из того, с чем ребята столкнутся в учебных программах – узлы, корпуса, конструкции – разрабатывали русские, а затем советские ученые. И это очень важно: понять, как и какую базу подготовили инженеры прошлого. Нам остается ее совершенствовать и развивать, продвигать технические и научные школы. Поэтому желаю всем осваивать накопленные знания, гордиться, что в России сформировано большое инженерное наследие для будущих поколений».

Фотоальбом